Кто и в каком году придумал скотч — история изобретения клейкой ленты
Канцелярский, упаковочный, армированный, металлический — сегодня скотч популярный материал для упаковки и хранения грузов, ремонтных и отделочных работ, используется в канцелярских целях и при дизайнерских упаковках подарков. Но вы знали, что изначально он применялся для нужд автосервиса и широкое распространение получил во времена Великой депрессии в США? А само понятие «scotch» не связано с Шотландией, а лишь со стереотипам о шотландцах? В статье мы расскажем кто придумал скотч и для чего, а также как изобретение помогло крупной компании выжить в условиях экономического кризиса 30-х годов.
История клейкой ленты
Прообраз скотча появился в Германии в 1882. Его придумал и запатентовал немец Пауль Байерсдорф — он изготавливался из гуттаперчи и газовой ткани. В 1901 аптекарь Оскар Тропловиц, сотрудник компании «Байерсдорф АГ», усовершенствовал его и назвал его лейкопласт. Широкое распространение и применение изделие получило в медицине. С его помощью врачи защищали открытые раны пациентов от проникновения инфекций — клеевая основа была нанесена по краям, поэтому кожа и поврежденная поверхность могли дышать и не подвергались механическому воздействию. В таком виде лейкопласт, прослужил до 20-х годов XX века, а потом вмешалась мода.
Кто и когда придумал скотч?
Создание клейкой ленты приписывают Ричарду Дрю. В прошлом музыканту, ему пришлось пойти работать на фирму 3М (Minnesota Mining and Manufacturing) в отдел исследования свойств влагостойкой наждачной бумаги и целлофана. Там и родилась идея создания скотча в том виде, в котором мы его знаем.
Причем здесь мода и автосервис? Дело в том, что в 1920-хх годах было принято красить автомобиль в два цвета, которые не должны были сливаться друг с другом. Эта работа была скрупулезная и долгая — кузов машины приходилось заклеивать газетами, бумагой и подручными средствами. Но это не всегда давало результат — границы цветовых зон выходили неровные, при отсоединении «защита» отставала с краской, ее было неудобно фиксировать и часто приходилось переделывать.
Во время визита в автомастерскую, заметив проблему с которой сталкиваются маляры, Ричард Дрю пообещал найти решение и через два года представил первый образец — бумажную ленту шириной 5 сантиметров с клеевой основой по краям. Она оказалась неэффективна, так как под воздействием ветра, влажности или при неосторожном движении материал морщился и скукоживался. Это мешало равномерному распределению и не помогало в покраске.
Следующим этапом в производстве было нанесение клея на всю бумажную поверхность. Для тестов изделия отправили в автомастерскую в Детройте и стали ждать ответа. Результат превзошел все ожидания империи 3М — была заказана дополнительная партия в количестве трех грузовиков.
Несмотря на успех, Ричард Дрю продолжил исследования и в 1930 представил новый опытный образец — липкую ленту на основе целлофана с равномерными распределением клея по всей поверхности. Для тестирования ее отправили в Чикаго, после полученной благодарности и положительного отзыва боссы компании поставили производство на поток и запустили продажи по всем городам Соединенных Штатов.
Вскоре изделие стало использоваться не только в автомастерских, но и для упаковки продуктов питания и посылок. А потом случился экономический кризис и настала эпоха Великой Американской депрессии. Многие предприятия закрывались и сокращали работников, люди оказывались без работы и дома. Но по сравнению с другими производствами, империя 3М не обанкротилась. Все это благодаря изобретению Ричарда Дрю. Благодаря своей невысокой стоимости и простоте использования оно стало еще популярнее. Им склеивали бумагу и деньги, спасались от сквозняков, заклеивая окна и использовали для ремонта мебели и одежды. Скотч составил примерно ⅔ от общего числа продаж и позволил фирме продержаться до окончания кризиса.
Происхождение названия
Клейкая лента приобрела популярность в Америке в 30-хх годах XX века, распространилась в Европе и почти 100 лет является универсальным упаковочным средством. Так почему она называется скотч, если фирма, первая запустившая ее массовое производство, называлась Minnesota Mining and Manufacturing? Это связывают со стереотипами о скупости шотландцев.
Помните, что первый образец изделия не понравился работникам автомастерских? Он был некачественным, потому что клей использовался только по краям. Заметив это, работники посоветовали Ричарду Дрю передать своим шотландским боссам, чтобы те не скупились на клеевую основу и сделали свою шотландскую ленту — Scotch tape — более клейкой. Выражение прижилось и с тех пор, если верить легенде, это название стало торговой маркой.